Просмотров:7354

Your browser doesn’t support HTML5 audio

Нацисты под шум и смех возвращаются в Бабий Яр

В России черти с мордами людей отправляют на сайт «Бессмертного полка» изображения Гиммлера и Гитлера, а после заявляют, что, мол, они так пошутили. Правозащитники вторят им: ну, ошиблись пацаны, чего уж. А кто-то верещит: смотрите – в Мордоре за фотографии в тюрьмы швыряют! Как говорил один киногерой: idiotas!

На Украине, меж тем, иная беда. Там до Бабьего Яра добрался г-н Хржановский. Тот, который режиссировал «Дау». В Бабьем Яру Хржановский стал художественным руководителем и сразу предложил концептуальное решение.

Экспозицию нового музея хотят выстроить в виде лабиринта, где посетитель станет пробираться по определённым маршрутам под воздействием запахов, образов и звуков. За прохождение будут начислять баллы, чтобы позднее окунуться в разнообразные эксперименты (Стэнфордский, Милгрэма и т. д.). При этом посетители – внимание! – смогут оказаться «в роли жертв, коллаборационистов, нацистов и узников войны, которые должны были, среди прочего, сжигать трупы».

Тут может прозвучать: «Хржановский художник: он так видит». Только на кой нам такое его видение? Сам режиссёр выдвигает следующее объяснение: «Моя цель — сделать так, чтобы в музей «Бабий Яр» ходили миллионы людей». В общем, осовременить.  Подсказка: если бесплатно разливать баварское у входа, то повалит ещё больше людей.

Инициативы Хржановского вполне в духе времени. Когда всё на продажу. А глубокие и глубинные вещи невозможно воспринимать без некого перформанса. Это ведь не только на Украине, нет – в России, да по всему миру, тоже хватает «концептуальных инсталляций». Художники  – а вернее, те, кто себя так называет – хотят выпендриться, уверенные, что нужно шокировать, как делали их предшественники. Но вот в чём беда: у хржановских нет и десятой доли таланта того же Пазолини, к примеру. Поэтому на выходе получается не произведение искусства, а – кощунство и бездарность.

Да и какое искусство тут, на самом деле? Бабий Яр – это историческое место. И то, что делает Хржановский, по сути, лишает его, Бабий Яр, необходимой ретроспективы, превращая, как верно заметили, в некое подобие Диснейленда. Неудивительно, что многие сотрудники уволились, узнав о подобных инициативах, а серьёзные европейские умы раскритиковали столь «новаторские» идеи.

Однако суть проблемы кроется в вирусе тотального беспамятства и осмеяния. Ведь, скажем так, юмор (сарказм, ирония и т.п.) – самый мощный аргумент в конфликте. Против него нет по-настоящему эффективных приёмов, особенно, если он вызывает красный смех. А потому после эры постмодернизма мы перешли в эру предприниматизма (от слова «предпринимательство», когда, как уже говорилось, всё на продажу), подаваемого под соусом бесконечного стёба.

Нет вещей, над которыми нельзя было бы ухохатываться (привет вам от Charlie Hebdo). Отправлявшие изображения Гитлера и Гиммлера на «Бессмертный полк» ведь тоже якобы пошутили.

Такой «юмор» разрушает любые ценности, он полностью деконструирует память и превращает в людей кого-то вроде Джокера: существа, мечтающего о славе, а в итоге превращающегося в психованного садиста, презирающего всё и вся и зацикленного на самом себе.

Именно так сегодня поступают и с человеком, и с человечеством. Потому нацисты с лёгкостью возвращаются в Бабий Яр. И не только в него. Ведь нацизм – это философия тотального презрения ко всему, что не с нами и что против нас. Эту концепцию и предлагают реализовать в Киеве на месте расстрела сотен тысяч людей, большая часть из которых была евреями.

Ну а что до художественного высказывания, то лучше прочитайте – или перечитайте – великий документальный роман Анатолия Кузнецова «Бабий Яр». Там и безо всяких квестов станет жутко. Правдиво жутко.

Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.

Последние новости
Загрузка...
Ошибка сети...

Все новости за сегодня
Новости - RU.BANGANET.COM