10

Назло Вашингтону: Порошенко придётся вести переговоры с ЛНР и ДНР

сафоновАндрей Сафонов, политолог, Тирасполь, экс-министр образования Приднестровья

Прошло несколько дней с момента подписания Минского протокола из 12 пунктов, родившегося после оглашения инициатив президента России Владимира Путина из 7-ми, а также мирного плана президента Украины Петра Порошенко из 12-ти пунктов. Что впереди: война или мир? Родятся ли из Минского протокола полноценные мирные соглашения?

Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube, TikTok и Viber.


 

Кончай войну! Штыки в землю!

Прежде всего, Минский протокол – это показатель того, что боевые действия зашли в тупик. Регулярная армия и военные формирования, подчиняющиеся Киеву и поддерживаемые Западом, не смогли разгромить ополченцев юго-востока Украины, поддерживаемых Россией. Это – факт. Федералисты также на сегодняшний день не смогли выйти за пределы Донецкой и Луганской областей, если не считать партизанских акций на Харьковщине и Днепропетровщине.

С самого начала было видно, что война в условиях расколотого глубоко по принципу отношения к сближению с Россией или с Западом общества – это авантюра. Логика государственного переворота 22 февраля 2014 года, инициированного США и их союзниками из числа некоторых сил ЕС, исключала обсуждение спорных внешнеполитических вопросов и выработку приемлемого для всех украинцев – от Львова до Донецка – компромисса. Однако, колоссальная деградация американской внешней политики, произошедшая от Джона Кеннеди и даже Билла Клинтона до Барака Обамы, происходящая параллельно ослаблению финансово-экономической мощи США, толкает «ястребов» Вашингтона как раз на авантюры вроде переворотов и конфликтов, ставящих мир на грань Третьей Мировой войны.

Война на Украине, в тех местах, где, как много раз мы отмечали, сражения кипели последний раз в 1941-1943 годах – это из той самой авантюрной, чреватой мировым или, на худой конец, общеевропейским пожаром, оперы.

Войну на Украине необходимо прекращать раз и навсегда! Нужны согласие и взаимные уступки тех, кто за курс на Запад, на Восток, а также за полностью самостоятельную политику Украины.

Ни к чему не обязывающий документ

Я не раз в своих статьях сравнивал гражданскую войну на Украине 2014 года с войной на Днестре, случившейся между Приднестровьем и Молдовой 22 года назад. И я сразу же могу показать коренное различие между Минским протоколом и Соглашением о мире на Днестре от 21 июля 1992 года.

Минский протокол – это декларация о намерениях. Она не подписана первыми лицами Украины, России, хотя подписана лидерами ДНР и ЛНР. Да и состав подписантов не делает протокол работоспособным: если от России и ОБСЕ были дипломаты, включая российского посла на Украине Михаила Зурабова, а ДНР и ЛНР представляли премьеры, то от Киева присутствовал Леонид Кучма, странно обозначенный в качестве «второго президента Украины». Титул Леонида Даниловича выглядит несколько по-феодальному для официальных переговоров – типа «губернатора южных морей и северных земель». Это впечатляет, но это – не официальная должность, хотя от Киева определённый мандат Кучма имел.

У нас было не так. 21 июля 1992 года в Кремле документ, кладущий конец кровопролитию, подписали президенты России и Молдовы Борис Ельцин и Мирча Снегур, а завизировал его президент ПМР Игорь Смирнов. Документ был не промежуточный и декларативный, а окончательный и императивный, то есть чётко предписывающий, что и как делать.

После того, как господа президенты попили шампанского за счёт кремлёвской казны, началась отработка двух механизмов: введения миротворческих сил России в зону безопасности на Днестре, а также переговорного процесса. И переговоры должны были вести не Москва и Кишинёв, а Тирасполь и Кишинёв – стороны конфликта. Ничего этого в Минском протоколе нет.

А что вообще там есть?

Разговаривать придётся лидерам!

Там говорится о «незамедлительном двухстороннем прекращении применения оружия». Это прекрасно! Но политическое урегулирование это не продвигает ни на шаг, так как ни формата, ни предмета мирных переговоров пока нет. Пётр Порошенко в Мариуполе подтвердил своё видение Украины, как «соборной и унитарной». Лидеры ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий сказали, что готовы идти на компромисс, но это не отменяет курса новосозданных республик на независимость. Так было и у нас: официальный Кишинёв с войны и до сегодняшнего дня исходит из унитарной концепции урегулирования молдо-приднестровского конфликта, а официальный Тирасполь предлагает «цивилизованный развод» Молдове. Словом, и после Минска позиции конфликтующих сторон ни на йоту не сблизились.

Кстати, у нас в 1992 году уже шли встречи напрямую президентов ПМР и РМ. Говорили руководители сторон конфликта. А в Минске этого не было и, судя по всему, пока такие встречи не намечаются. А, между тем, если только война не грянет по-новой, без прямого диалога лидеров не обойтись.

Но готовы ли Пётр Порошенко, Александр Захарченко и Игорь Плотницкий к серьёзному разговору, который может определить на долгие десятилетия вперёд будущее земель, где ещё год назад едва завершилось последнее беззаботное мирное лето?…

Без взаимных уступок и согласований ничего не решить

За прошедшие дни в атмосфере обильно звенели обвинения, будто то ли Москва, то ли Киев проиграли друг другу; то ли ДНР и ЛНР «слили». То ли, напротив, их легализовали. Вот что говорится в протоколе: «Провести децентрализацию власти, в том числе путем принятия Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон об особом статусе)». Кто будет этот закон разрабатывать и принимать? Конечно, Верховная Рада. А как же мнение ДНР и ЛНР?

Я вот почему спрашиваю. У нас что-то похожее было. 22 июля 2005 года Парламент Молдовы, не поинтересовавшись мнением ПМР, взял да и выдал на-гора закон о статусе Приднестровья. Ясно, что документ оказался мертворожденным. Он не работает. ПМР и РМ так и живут отдельно, и об этом законе вспоминают только из чувства вежливости. Стоит ли Украине повторять ошибки других?

Также в Минском протоколе подчёркнута роль ОБСЕ, которая должна мониторить «зону безопасности в приграничных районах Украины и РФ». Но ведь эту зону без ДНР и ЛНР не создашь! Можно спросить: а как было у вас на Днестре, товарищи? Отвечаю: эта зона безопасности создана и существует на протяжении 1992-2014 годов общим решением России, ПМР и РМ. В ней расположены трёхсторонние миротворческие силы из числа российских, молдовских и приднестровских военнослужащих. А обстановку в ЗБ мониторит Объединённая Контрольная Комиссия (ОКК), созданная в 1992 году и работающая и сегодня.

Вывод: если и создавать реально зону безопасности на востоке Украины, то это можно сделать не протоколом, а прямым решением сторон конфликта в лице Киева, Донецка, Луганска, при поддержке неких международных посредников и гарантов. У нас гаранта 2 – Россия и Украина. Посредник один – ОБСЕ. Как будет на Донбассе – не знаю.

Игра в кошки-мышки

Не проясняет ситуацию п.10, гласящий, что надо «вывести незаконные вооружённые формирования, военную технику, а также боевиков и наемников с территории Украины».

Какие формирования и техника? Кого выводить? Любой боец батальона «Айдар» может сказать, что какой-нибудь поляк – это не боевик, а доброволец. И ополченец из Луганска то же самое скажет о воине из России. И в наёмничестве никто не признается. Так что данный пункт есть разговор в пользу бедных, как, впрочем, и п.5, где сказано, что хорошо бы «безотлагательно освободить всех заложников и незаконно удерживаемых лиц». А какая из сторон конфликта официально брала заложников? Идиотов признавать это нет, так как заложничество запрещено правилами ведения войны. И что за «незаконно удерживаемые лица»? Вот пленными начали обмениваться. И это хорошо. Но там не о пленных сказано. И ясно, что у сражавшихся к этому понятию разные подходы. Для противников Киевской власти арестованные ещё весной федералисты являются незаконно репрессированными, а для активистов «Правого сектора» – «москальская агентура». Найти тут общий знаменатель, как минимум, непросто.

С этим перекликается и п.6: «Принять закон о недопущении преследования и наказания лиц в связи с событиями, которые имели место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины». Формулировка нерабочая. ДНР и ЛНР заявляют, что они требуют независимости и конституирования своей государственности в границах Донецкой и Луганской областей, не исключая, при этом, разрастания Новороссии за счёт других территорий юго-востока Украины. И тут вопрос: а как быть с наказаниями тех противников «Майдана», которые были повязаны в Одессе или в той части Донецкой области, которая осталась под контролем Киева? Их отпустят или они будут «мотать срок»?

Другой вопрос: а что делать, если обнаружится сторонник нынешней киевской власти, который арестован в ДНР или ЛНР? Его будут судить по законам Новороссии или отпустят? А если его надо отпускать, то, видимо, и закон в Донецке и Луганске необходимо принять соответствующий.

Выход из тупика ещё не виден

Пропускаем явную декларацию об «общенациональном диалоге» и мерах по «улучшению гуманитарной ситуации на Донбассе». П.11 сообщает: «Принять программу экономического возрождения Донбасса и восстановления жизнедеятельности региона». Кто её должен принимать? Россия? Украина? ДНР? ЛНР? Все вместе? Кто-то ещё? Можно возразить: в протоколе выражено намерение, что уже хорошо. Согласен. Только ведь очевидно, что это намерением и останется. А о настоящей программе восстановления ещё предстоит договариваться, если только снова снаряды не загрохочут.

Несколько озадачивает пункт 12: «Предоставить гарантии личной безопасности для участников консультаций». Оно вроде и правильно. Но хочется верить, что конфликтующие стороны не настолько осатанели, чтобы мочить послов и руководителей высшего уровня. У нас спецслужбы Молдовы в конце августа 1991 года захватили в Киеве главу Приднестровья Игоря Смирнова. Это лишь укрепило в приднестровцах волю к борьбе. А там и Игоря Николаевича выпустили…

Что там ещё? Возвращаемся к тому, где сказано: «Провести децентрализацию власти, в том числе путем принятия Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон об особом статусе)». Тут почешут репу не только политики, но и юристы! Временно – это на сколько? И кто, а, главное, как будет определять эти самые «отдельные районы»? Очевидно, менять границы Донецкой и Луганской областей в Киеве могут попытаться через решение Рады. Уже сейчас видно, что Донецк и Луганск с этой формулировкой не согласны, что создаёт камень преткновения на будущее.

Спасибо, сябры!

В этой обстановке самой высокой оценки заслуживает Белоруссия и её президент Александр Лукашенко. Он сделал всё, что мог, для того, чтобы дать братьям-славянам шанс прекратить убивать друг друга. Воспользуются ли этим шансом стороны конфликта – мы не ведаем.

Но в Минске уже в любом случае создана переговорная площадка как для диалога Киева и федералистов, так и для переговоров Москвы и Киева – переговоров или напрямик, или через посредничество Лукашенко. Не случайно все эти недели и дни западники изо всех сил пытаются рассорить Россию и Белоруссию, причём персонально рассорить Владимира Путина и Александра Лукашенко.

То, что благодаря во многом дипломатической деятельности лично Лукашенко, были с момента подписания Минского протокола сохранены многие человеческие жизни, жизни славян – не важно под какими флагами сейчас выступающих или сражающихся! – это здорово ломает планы тех «добрых дядюшек» из Вашингтона и Брюсселя, которые мечтают видеть все народы бывшего СССР уменьшившимися численно и взятыми под контроль. Война на Украине – один из способов достижения этой цели.

А то, что западные «ястребы» откровенно срывали перемирие в конце июня, говорит о том, что в их задачу входит также максимальное уничтожение экономики и инфраструктуры тех областей Украины, которые не желают рвать вековое единство славян и уходить под господство тех, кто пытается даже ценой войны в сердце бывшего Советского Союза сохранить рушащийся однополярный мир.

Белоруссия и её президент в этот драматический момент выступили в роли связующего звена между Россией и Украиной.

Протокол от войны к миру или к новой войне

Если Минский протокол не будет развит в последующих документах, тогда я считаю новые битвы – в виде войны или просто локальных столкновений – весьма вероятными.

Пётр Порошенко говорит, что украинские войска с Донбасса не уйдут, тогда как лидеры ДНР и ЛНР считают, что эти войска находятся там незаконно. Можно заморозить конфликт на короткое время декларативным документом, но вскоре встанут вопросы, на которые этот документ ответить не может.

Первый. Как быть с Мариуполем – важнейшим портом, позволяющим Киеву завозить уголь и иные товары? А для ДНР и ЛНР Мариуполь – это вопрос серьёзного выхода к морю и обретение экспортных возможностей. Выходит, за Мариуполь продолжится борьба?

Второй. Как стороны конфликта будут определять ситуацию на границе России и ДНР с ЛНР? Это явно не предмет Минского протокола, поскольку уже после его подписания пограничники Новороссии вовсю принимают присягу…

Третий. Когда стороны перейдут к отработке механизма политических переговоров о формуле взаимоотношений? Можно протянуть ещё месяц от силы, но ведь надо что-то делать с войсками – или их частично распускать или снова бросать в бой. Пока вариант – 50 на 50.

Четвёртый. В переговорном процессе на Украине явно не обойтись без посредников и гарантов. Их определить надо как можно скорее, чтобы не начался новый виток столкновений. Но для этого потребуется, как мы уже говорили. Принципиально новый документ – Мирное Соглашение. Оно же определит механизм развода войск, установление разделительной линии и, возможно, формат миротворческой операции. Хотя в последнем я не уверен – ситуация на Украине пока более ожесточённая, чем у нас к концу войны 1992 года. ДНР и ЛНР не желают западных миротворцев, а Киев – российских.

Эти вопросы – лучшее доказательство того, что Минский протокол никого не «слил», ничего не «разлил», не «налил» и даже не «отлил». Он просто не в состоянии решить какую-либо важную проблему. Это – промежуточная и переходная бумага от войны к миру или к новой войне.

                                             Вместо заключения

Западники пошли ва-банк, пытаясь разобщить славян через большую резню. Им нужны враждующие и воюющие между собой Россия и Украина, а также гражданская война на самой Украине, в огне и хаосе которой навсегда исчезнут «Южмаш» и «Антонов», Харьковский завод имени Малышева и Луганский патронный…

Украинцам, каких бы взглядов они не придерживались, нет смысла быть пешками в этой кровавой игре, разрушившей ранее не одну страну – от Югославии до Ирака и Ливии. Славянское ядро бывшего СССР – это сила и одновременно работоспособная модель единения. А в ЕС Украину всё равно никто принимать не будет, тем более, что в Киеве «контрольный пакет» акций сейчас у США. Руками Украины Вашингтон желает сейчас воевать с русскими, а заодно заставить русских восстанавливать Донбасс, который американские «хитрецы» хотят уничтожить, как экономический регион, руками украинских воинов.

Это предельно циничная по отношению ко всем славянам политика – отсиживаться за тысячи километров от мест, где умирают люди, чтобы потом продавать уцелевшим товары для спасения своей деградирующей от необеспеченной валюты экономики. Если мы не хотим такой незавидной судьбы – война должна быть прекращена!

Западники подбрасывают славянам (в первую очередь, украинцам и русским) невиданные по своей бредовости и идиотизму идеи – выкопать рвы между Россией и Украиной, между Украиной и Приднестровьем; соорудить невиданную стену между Россией и Украиной, создать новый вариант «линии Маннергейма»! А ведь совсем недавно те же западники упрекали в жестокости и глупости СССР, напоминая о воздвигнутой в 1961 году Берлинской стене. Теперь же американцы, словно демонстративно издеваясь над всеми нами, предлагают Украине купить у США колючую проволоку, дабы опутать ею российско-украинскую границу. Нас хотят разобщить, заставить забыть о том, что мы все единого корня – Киевской Руси, воплотившейся в общую Великую Державу, разрушенную в 1991 году. Все мы совершили немало ошибок и продолжаем их совершать. Но мы не вправе забыть о том, что мы братья, которые не должны проливать кровь друг друга во имя интересов подлых негодяев, ненавидящих всех нас и смеющихся над нами!

Славяне должны быть вместе! Если будет так, тогда нас никто не остановит! У тех, кто сражался в эти месяцы друг с другом, есть истинный враг – тот, кто хочет за счёт нашей крови вести жизнь паразита, высасывающего соки из всего мира. Значит, мы должны сделать всё, чтобы осень 2014 года на Украине стала осенью мира.

И пусть Минский протокол станет первой мирной ласточкой!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

  • Апрель 2024
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Март    
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930  
  • Подписка на новости Политнавигатора



  • Спасибо!

    Теперь редакторы в курсе.