3 ноября

Андрей Сафонов: Как Украине выбраться из кровавой купели?

сафоновАндрей Сафонов, политолог, Тирасполь, экс-министр образования Приднестровья

По состоянию на 3 июня можно с полной ответственностью утверждать, что гражданская война на Украине стала фактом. Шанс начать переговоры и уйти от масштабного кровопролития не использован. По всей видимости, контроль Вашингтона над властями Украины, пришедшими к штурвалу государственного корабля после свержения Виктора Януковича 22 февраля, является абсолютным. Вопрос теперь заключается только в одном: сможет ли Пётр Порошенко сделать после инаугурации пару шагов назад и всё-таки попытаться избежать окончательного превращения Украины в подобие Балкан первой половины и  середины 1990-х годов, или он станет олицетворением войны, а потом истинные «рулевые» конфликта спишут на него все грехи?

Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube, TikTok и Viber.


США объявили войну России

Природа гражданской войны на Украине является внутренней. Но то, что блокируются любые формы переговоров между Киевом и федералистами юго-востока, означает одно: США сознательно разжигают пламя войны против Москвы. При этом интересы самой Украины американцами в расчёт не берутся; их устроит даже выжженное поле вместо страны, ставшей ареной битвы. Меньше останется экономических конкурентов Запада.

Расчёты Америки понятны. Они базируются они на давних высказываниях Збигнева Бжезинского. Он говорил, что необходимо предотвратить возможное сближение между Россией и Украиной, так как такое сближение может привести к воссозданию мощной Державы на базе бывшего Советского Союза. Поэтому сейчас видно, что американцы идут ва-банк.

Во-первых, они пошли на то, чтобы разжечь пламя полномасштабной войны в самом сердце СНГ (бывшего СССР), в непосредственной близости от границ Российской Федерации.

Во-вторых, финансово-экономический кризис стимулировал их к тому, чтобы поставить сейчас весь мир на грань Третьей Мировой Войны. Об этом говорят их попеременные угрозы в адрес то России, то Китая. США и их либеральные союзники в Европе страшно боятся оформленного военно-политического союза между РФ и КНР. Раздутые банковские «мыльные пузыри» вместо нормального производства, эта извращённая модель американской экономики, диктуют правителям США жёсткий выбор: или новые мощные войны, которые загружают военные корпорации новыми заказами и ещё на несколько лет отодвигают крах упомянутых «мыльных пузырей», или глобальный крах США как сверхдержавы, превращение США в одну из нескольких сильных стран, но не более того. А это – сокрушительное падение американского глобального доминирования, которое США в их нынешнем виде и границах, возможно, просто не смогут пережить.

Вот почему озлобленные от происходящего, американские правители и финансовая элита вернулись к классической модели империализма XIX-первой половины ХХ веков, знакомой нам по школьным учебникам советских времён. Со своей стороны, Россия и Китай, а также Иран и, возможно, некоторые другие страны должны заключать военно-политические союзы и готовиться к войне против США, дабы в случае прямой агрессии отразить удар экспансионистов из Вашингтона.

Вот как вышло, что гражданская война на Украине явилась составной частью глобальной войны США против России и Китая.

Ловушка для президента

  Однако, это лишь общая схема. Она отнюдь не исключает активных действий всех, кто вовлечён в мировое противостояние; всех, кто заинтересован в том, чтобы предвоенное время (если иметь в виду угрозу Третьей Мировой Войны) не стало военным.

И тут вся надежда на здравый смысл и практицизм украинцев, под каким бы флагом они сейчас не сражались. В том числе – на здравый смысл Петра Порошенко и тех лиц из его окружения, которые не участвовали непосредственно в принятии решений о начале боевых действий на юго-востоке. Помните, уважаемые читатели, как я ссылался на наш печальный молдо-приднестровский опыт, рассказывая о войне на Днестре 1992 года. Я надеялся, что Украина избежит такого варианта, но, как выясняется, происходит всё то же самое, только ещё хуже.

В том числе, новоизбранный президент Украины рискует пройти путь молдовского коллеги Мирчи Снегура. Как было у нас? Прорумынский Президиум Парламента Молдовы вовсю ратовал за «подавление приднестровских сепаратистов», а шишки падали на М.Снегура. Есть версия, что накануне вторжения армии Молдовы в Бендеры 19 июня 1992 года именно Президиум Парламента и силовые министры Молдовы окончательно решили сорвать возможное мирное урегулирование конфликта. Но крайним всё равно остался президент Молдовы.

Если Петра Порошенко не устраивает такой путь, то ему логичнее было бы не попадать в эту ловушку.

Мирный выход всё-таки возможен

Что кажется рациональным на месте украинского президента, если он, конечно, не мечтает о сомнительном звании «Героя Гражданской Войны»?

Во-первых, инициировать немедленный созыв Конгресса Общенационального Согласия с участием всех ветвей власти Киева, федералистов юго-востока, всех регионов Украины, политических партий, движений, общественных организаций.

Во-вторых, выступить с инициативой немедленного прекращения огня, не дожидаясь своей инаугурации. Поскольку Александр Турчинов всё равно покидает должность и.о. президента, такой шаг Петра Порошенко позволил бы ему отмежеваться от политики своего предшественника и консолидировать вокруг себя всех умеренных на Украине.

В-третьих, Петр Порошенко мог бы использовать то, что выгодно отличает его от команды А.Турчинова-А.Яценюка. Как известно, огромное большинство граждан Украины – православные. Между тем, Турчинов – протестант, а Яценюк – то ли сайентолог, то ли греко-католик. На таком контрасте президент-православный автоматически может повысить свою популярность, если он только не решит идти «тропою войны» до конца. Этот контраст можно было бы обыграть в СМИ.

В-четвёртых, в условиях кровопролития новый президент мог бы отложить свою инаугурацию до мирного урегулирования конфликта. Иначе его враги, в том числе в Киеве, рано или поздно, используют военную инаугурацию против него. В истории бывали похожие решения. Так, император России Александр III, вступивший на престол сразу после убийства народовольцами своего отца 1 марта 1881 года, короновался лишь в 1883 году. При этом новый монарх руководствовался соображениями необходимости сначала достичь стабильности в стране, а потом возложить на себя корону в спокойных условиях. Конечно, президент – не монарх, но всё-таки он – глава государства. А, значит, провести инаугурацию, например, после достижения общенационального соглашения о мире – вполне возможно.

В-пятых, президенту всё равно не обойтись без радикального обновления кабмина и силовых структур. Почему – мы уже говорили. Потому, что воинственно настроенные радикалы будут гнуть жёсткую линию, прикрываясь именем П.Порошенко. В критический момент они уйдут в тень, а президент останется принимать удары на себя.

Эти меры выглядят первоочередными.

Июнь, 22 года спустя: и снова война…

Мне уже приходилось писать о том, что события на Украине – от начала Майдана в Киеве в ноябре 2013 года и до начала гражданской войны 2014 года и проведения выборов президента 25 мая – закрепили олигархическую систему власти в стране. В России ранее этого удалось избежать, когда после отставки Бориса Ельцина олигархов постепенно отодвинули от политической власти. На Украине, напротив, возобладала модель, представляющая собой то, что могло бы быть, если бы Ельцин или его единомышленники и сегодня бы правили в России.

Олигархическая система – самая неустойчивая, склонная к смутам и гражданским войнам. Она напоминает средневековую феодальную раздробленность. Украина некоторое время стояла на распутье: или более-менее твёрдая власть «гетмана» или новые магнаты – «радзивиллы» и «вишневецкие», – порой с повадками шинкарей, крутившихся лет 300-400 назад среди казачьих поселений и обозов. Сейчас видно, что возобладал второй путь. У олигархов Украины уже есть даже свои войска. Такой путь создаёт опасность для любой центральной власти в Киеве. Президенту Украины волей обстоятельств суждено либо повести борьбу за усиление своего «престола», либо превратиться в игрушку в руках «новых феодалов» и внешних сил.

Что касается федералистов в лице ДНР и ЛНР, то пока рано говорить, какую государственную машину они попытаются создать, ибо на первом месте у них сейчас явно находятся военные соображения. Но, судя по материалам в СМИ, они пытаются как раз не допустить концентрации политических и военных ресурсов в руках олигархов.

В общем, Украина необычайно быстро погрузилась в войну и смуту. Ещё год назад,  летом 2013 года, множеству людей это казалось немыслимым. Парадокс в том, что выбраться из смуты можно лишь в мирной обстановке, а для достижения мира необходимо прекратить войну и приступить к переговорам. Иначе братская Приднестровью Украина пойдёт до конца нашим же «братским» путём – с разрушенными городами и трупами под июньским солнцем.

Ведь побоище в Бендерах тоже случилось в июне – 22 года назад…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

  • Апрель 2024
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Март    
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930  
  • Подписка на новости Политнавигатора



  • Спасибо!

    Теперь редакторы в курсе.